На первую страницу  

    МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"ОТ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА - К ПРОЦВЕТАНИЮ В НАЧАЛЕ 20-ГО ВЕКА; ОТ СОБЫТИЙ 1917 Г. - К ПОЯВЛЕНИЮ "НОВОГО БИЗНЕСА" В РОССИИ…"


Шашкин Павел Александрович
сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата кандидат философских наук,магистр юриспруденции

Практические аспекты возврата имущества Русской Православной Церкви

Я благодарен Московскому купеческому обществу за возможность высказать точку зрения Русской Православной Церкви на реституцию. Поверьте, эта тема имеет во многом ключевое значение для будущего всех религиозных организаций.

Процесс возрождения религиозной жизни в нашей стране в последние десятилетия развивается стремительно, возрождается приходская жизнь, строятся новые и восстанавливаются разрушенные храмы. Представляется однако, что эти безусловно положительные процессы и процесс возврата имущества, насильственно отнятого у Церкви в начале прошлого века, вещи разного порядка.

В настоящий момент, приходится констатировать, что проблема возврата церковного имущества на территории России по-прежнему остается нерешенной, что создает реальную угрозу ограничения социальной деятельности Церкви и стабильности правового положения ее имущества в условиях рыночной экономики.

Священноначалие Русской Православной Церкви в лице Архиерейского Собора, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , Священного Синода неоднократно обращали внимание государства на тот факт, что в условиях, когда Церковь стремится быть созидательной силой, способствующей возрождению и обустройству народной жизни, ей необходима должная материальная основа, создать которую может только справедливая и безвозмездная передача церковной собственности, незаконно национализированной в начале XX века.

В большинстве стран Центральной и Восточной Европы собственность религиозных организаций полностью либо в большей своей части возвращена верующим. В России этот процесс, несмотря на политические обязательства, взятые страной при вступлении в Совет Европы в 1996 году, только начинается.

Замечу, что при вступлении в Совет Европы Российская Федерация приняла на себя обязательство провести именно реституцию церковного имущества, то есть передачу в собственность имущества религиозного назначения по образцу того, как это было сделано в странах Европы, в том числе в Прибалтике, а не в безвозмездное пользование или в аренду, как это делается сейчас.

В Соединенных Штатах, Канаде и странах Европейского Союза религиозные организации, пользуясь правами частных юридических лиц, обладают недвижимостью, в том числе земельными участками, в основном на праве собственности. Это касается храмов, монастырских комплексов, объектов образовательного и культурного назначения, административных зданий и т.п. Ситуация, при которой храмы и относящиеся к ним земельные участки находятся в государственной собственности, касается только единичных, особо ценных памятников архитектуры. Передача же в пользование, тем более в аренду, храмов и земельных участков не практикуется.

Поэтому условия, при которых большинство храмовых и монастырских зданий, других объектов религиозного назначения в нашей стране находится в государственной собственности, а религиозные организации выступают лишь в роли временных пользователей данного имущества, не имеет аналогов в мировой практике и является пережитком советской эпохи, который несомненно должен быть устранен.

К сожалению, в нашей стране само понятие реституции, воспринимается зачастую как призыв к новому переделу собственности и имеет негативное значение, сравнимое разве что с понятием «пересмотр итогов приватизации». Между тем, это принципиально разные понятия.

В настоящее время в Польше, Чехии, Венгрии, Румынии, странах Балтии приняты и действуют законы о реституции.

В католических странах заключаются конкордаты, которые, как правило, содержат международное обязательство по урегулированию проблем, касающихся национализированного имущества Римско-Католической Церкви, например, договор между Чешской Республикой и Святым Престолом «Об упорядочении взаимных отношений».

В качестве примера справедливой реституции церковной собственности можно привести Акт Венгерской Республики 1991 года «Об утверждении прав владения на бывшее имущество Церквей», которым восстанавливаются права собственности религиозных организаций на отнятое у них имущество после 1 января 1948 года, включая объекты религиозного, социального, культурного, медицинского назначения и земельные участки.

В Болгарии, согласно недавно принятому Закону «О вероисповедании», признаются имущественные права Болгарской Православной Церкви на собственность, национализированную у нее после 9 сентября 1944 года.

Следует отметить, что процесс реституции собственности и восстановления имущественных прав религиозных организаций в странах Восточной Европы имеет ряд особенностей. Как правило, государства бывшего СССР, за исключением стран Балтии, не спешат возвращать национализированную собственность, несмотря на взятые международные обязательства.

Впрочем, в последнее время наметилась положительная тенденция, которая во многом объясняется жесткой позицией США и ЕС по поддержке процесса реституции. Государственным департаментом США, а также Хельсинкской комиссией при американском Конгрессе неоднократно заявлялось, что «единообразная, справедливая и полная реституция является предпосылкой как для надлежащего установления власти закона, так и для защиты религиозных прав и свобод». При этом, в числе важнейших условий процесса восстановления имущественных прав религиозных организаций называются: выплата компенсации в случае невозможности вернуть собственность в натуре и т.н. «чистый правовой титул», то есть необходимость передачи имущества не в пользование, а в собственность религиозным организациям. Причем подлежит возврату имущество не только религиозного, но и светского назначения, включая земельные участки, в том числе сельскохозяйственные угодья.

Среди республик бывшего СССР наиболее радикальные меры в этом направлении были предприняты разве что в Грузии, где подписано Конституционное соглашение между государством и Грузинской Православной Церковью, составляющее часть Конституции страны.

Согласно этому документу государство:

•  не имеет право отчуждать от Церкви ее имущество;

•  предоставляет Церкви право распоряжаться своим имуществом на основе норм церковного права, при условии соблюдения государственного законодательства;

•  признает церковным имуществом находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри (действующие и недействующие), земельные участки, на которых они расположены, а также развалины (руины) этих объектов;

•  признает церковной собственностью, либо совместной собственностью Церкви и государства, церковные ценности, хранящиеся в музеях и хранилищах;

•  обязуется возместить ущерб, нанесенный в годы гонений;

•  берет на себя обязательства по ведению переговоров о судьбе церковного имущества на территории иностранных государств.

К сожалению, подобная модель церковно-государственных взаимоотношений в сфере реституции пока еще остается недостижимым идеалом для Русской Православной Церкви.

Менее радикальные шаги предприняты в странах Балтии, где правительства пошли на выборочную реституцию церковного имущества, в том числе имущества Московского Патриархата.

Так, в соответствии с Законом Литовской Республики от 1995 г. «О порядке восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество» государство признает право религиозных общин на принадлежавшее им до 21 июля 1940 года имущество, отчужденное государством, за исключением земли, внутренних вод, лесов и парков, а также имущества, находящегося в исключительной государственной собственности. Восстановление прав собственности производится двумя путями: возврат сохранившегося имущества в натуре либо выкуп имущества государством для нужд Церкви.

Законом Латвийской Республики «О возврате собственности религиозным организациям» установлено, что имущество, отчужденное у религиозных организаций за период с 2 июля 1940 года подлежит возврату, за исключением земли, переданной в постоянное пользование физическим лицам, и объектов, отчужденных в частную собственность. Предусмотрена также возможность компенсации, кроме случаев, когда религиозное имущество было приобретено или построено на государственные средства. Религиозные организации имеют преимущественное право на получение в пользование государственного имущества, если им не удалось доказать свое право собственности на это имущество. Законом «О земельной реформе в городах Латвийской Республики» восстанавливается право собственности религиозных общин на ранее принадлежавшие им городские земли.

Все вышеперечисленное дает основания надеяться, что нахождение объектов религиозного назначения в собственности государства – явление временного характера, и в скором времени церковное имущество на территории Российской Федерации также будет возвращено верующим в полном объеме.

В настоящее время, к сожалению, российская власть предпочитает в этой области половинчатые решения. Казалось бы, действующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепил право религиозных организаций получать имущество религиозного назначения в собственность или пользование безвозмездно. Изданы Распоряжение Президента от 1993 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», а также постановление Правительства России от 2001 г. «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Однако ни один из упомянутых нормативных актов не решает проблемы справедливого возврата собственности религиозным организациям, оставляя за государством право решать в каждом конкретном случае передавать или нет в собственность объект недвижимости религиозного назначения. Я не говорю об объектах недвижимости светского назначения, когда-то принадлежавших Церкви, о них речь вообще не идет. Особо подчеркну, что речь идет именно о передаче, а не о реституции, то есть государство остается законным собственником большей части церковного имущества и оставляет за собой право решать возвратит оно его Церкви или нет.

Кроме того, отсутствие окончательного разграничения памятников истории и культуры на федеральные, региональные и местные не позволяет принимать решение об их передаче в частную собственность, и таким образом огромная часть храмовых зданий попросту либо выпадает из списка возвращаемого имущества либо передается на Церкви всего лишь в безвозмездное пользование или аренду.

Принятие Федеральным Собранием России Закона о внесении изменений в Земельный кодекс и ряд других актов земельного законодательства, которым предусмотрено введение срочного безвозмездного пользования землей для религиозных организаций, хотя и освобождает церковные организации от необходимости оформлять арендные отношения на землю, также не решает основной вопрос о передаче земельных участков в собственность Церкви.

Совершенно очевидно, что, в конечном счете, проблему возвращения церковной собственности можно решить только путем принятия специального закона, передав в собственность Церкви здания религиозного назначения, включая памятники истории и культуры, вместе с относящимися к ним земельными участками.

Священноначалие не раз заявляло, что Церковь не желает претендовать на весь объем собственности , бывшей в ее распоряжении в течение того или иного исторического периода. Однако движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не должно оставаться в государственной собственности, за исключением особо ценных памятников архитектуры и предметов искусства, в отношении которых должен быть установлен особый режим их совместного использования религиозными организациями и государственными учреждениями.

К чести наших законодателей попытки внести такой закон уже предпринимались. Депутат Государственной Думы А.В. Чуев еще несколько лет назад выступал с законодательной инициативой о восстановлении прав религиозных организаций на имущество, национализированное до 1991 года и находящееся в собственности государства. Однако его проект тогда не поддержали.

В настоящее время государство предпринимает осторожные попытки вернуться к данной теме. В частности, Минэкономразвития и Росимуществом готовится проект федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности», цель которого упорядочить уже имеющийся у государства опыт в данной сфере и восполнить существующие законодательные пробелы. Законопроект будет внесен в парламент, как мы рассчитываем, в следующем году.

Остается надеяться, что здравый смысл победит, и этот закон будет поддержан на самом высоком уровне, поскольку государственная власть как никто другой заинтересована в укреплении материальных основ социальной деятельности Церкви, которая объективно является крупнейшим институтом гражданского общества. А это невозможно сделать без реституции церковной собственности.

Благодарю за внимание



 
 
 
 
Вернуться На заглавную

mail WebMaster: mail@mko.ru.

Rambler's Top100        TopList        Aport Ranker