ОХОТА НА ГОСУДАРЯ (исторический детектив)


  Развязанный царем Иваном IV кровавый опричный террор принято считать борьбой жестокого монарха с боярской знатью, из которой он в конце концов вышел победителем. Однако некоторые российские историки, не умаляя этого важного политического фактора, полагают, что репрессии были вызваны также проблемой, возникшей из-за престолонаследия, созданной отцом Ивана великим князем Василием III. Об этом пойдет речь в последующем повествовании.
  "Каиново убийство прешед". - такое покаяние включил жестокий сатрап, обрушивший зверские репрессии на русский народ Иван Грозный в "духовной" - документе с изложением грехов, написанном им в Новгороде в 1572 г. в предчувствии смерти, наступившей, однако, через двенадцать лет. Используя иносказательную ссылку на библейскую легенду, согласно которой старший брат Каин убил младшего - Авеля, чудовищный изувер сознался, тем самым, в убийстве своего старшего брата, который был законным наследником престола и, следовательно, в собственном самозванстве. Этому преступлению предшествовали многолетние грандиозные репрессии, развязанные Иваном Грозным против многострадального населения России.
  Произошли все эти жуткие события из-за нетерпеливости отца обоих братьев - Василия III, который развелся со своей первой женой Cоломонией, устав ждать рождения ею наследника престола и отправил супругу в монастырь. После этого он женился на боярыне Елене Глинской.
  Если бы Василий III немного подождал с разводом, то великое множество людей сохранили бы свои головы, а история России пошла бы по-другому.

  Скандалы вокруг престола

  Развод с Соломонией и ссылка ее в монастырь вызвали сильное недовольство многих влиятельных людей в окружении Василия III и, в частности, ряда бояр и представителей высшего духовенства. Против произвола правителя резко выступили князь Симеон Курбский, известный писатель Максим Грек, троюродный брат государя, крупный публицист Вессиан Патрикеев и другие.
  Их возмущение было вполне понятным. Дело в том, что в то время уход в монастырь одного из супругов допускался церковью лишь с согласия другого. А Соломония отчаянно сопротивлялась и , по свидетельству посетившего Москву немецкого дипломата Сигизмунда Герберштейна, при пострижении отбивалась от исполнителей этой процедуры, сорвала с себя монашеский куколь и в ярости топтала его ногами. Будучи не в силах терпеть такое проявление непокорности высочайшей монаршей воле, один из организаторов пострижения Иван Шигоня принялся хлестать Соломонию кнутом и лишь после этого несчастная женщина согласилась стать монахиней. Однако смирения не проявила и заявила присутствовавшим при пострижении людям, что отправляется в монастырь по принуждению и "призывает бога в мстители столь великой обиды"( такое мщение впоследствии и состоялось, обернувшись грандиозными бедствиями для России).
  Но гораздо более весомой причиной недовольства произволом распоясавшегося властителя был категорический запрет церкви на последующий брак одного из супругов после развода. Церковь допускала его только после смерти одного из них, да и то с великим неудовольствием. А если брак совершался при жизни обоих, то объявлялся прелюбодеянием и считался незаконным.
  Однако церковные иерархи, порядком повозмущавшись, в конце концов были вынуждены сделать исключение для Василия III : к началу XVI века могущество российских монархов достигло такой степени, когда для них многие законы, в том числе и церковные, стали пустым звуком. А для усмирения непокорных применялось такое простое средство, как убийство, совершавшееся зачастую различными мучительными способами - от простого повешения до сажания на кол, во время которого несчастная жертва исходила дикими криками на протяжении довольно долгого времени и призывала смерть как избавление от этой чудовищной пытки.
  Поэтому Василий III смог избавиться от ставшей нежелательной супруги и жениться на Елене Глинской, чтобы оставить от нее после себя наследника верховного правителя России. Но вскоре оказался на грани нового скандала, что доставило ему много душевных огорчений.

  Спрятанный наследник

  Возможности людей, в том числе и самых могущественных диктаторов, ограничены. Поэтому Василий III не мог вернуть себе обратно в жены Соломонию, когда получил известие, что она вскоре после заточения в Покровский монастырь в Суздали под именем "старицы Софьи" родила сына и, следовательно, наследника престола, которого так дожидался монарх! Никакой диктатор не может себе позволить прилюдно сознаться в совершенной ошибке, да еще в такой крупной, поскольку это означало бы признание в собственной слабости. А ей обязательно воспользовались бы всегда имеющиеся у единоличного властителя враги, которые уничтожили бы его. Возвращение Соломонии на монаршее ложе обернулось бы неизмеримо более значительным скандалом, чем ссылка ее в монастырь, который был бы для Василия III гибельным. К тому же Елена Глинская была весьма привлекательной женщиной, и расставаться с ней ему очень не хотелось.
  Все же Василий III не был законченным негодяем, как родившийся у него несколько лет спустя сынок Иван. Выслушав членов отправленной им в монастырь комиссии для проверки возникшего слуха о рождении ребенка и убедившись в его реальности, монарх не только не отдал приказ о его убийстве, но и способствовал тому чтобы тот был укрыт в надежном месте. Это было совершенно необходимо, ибо бояре Глинские непременно уничтожили бы законного наследника престола.
  Кое-кто может сказать, что Соломония родила сына не от своего бывшего супруга. Однако имеется факт, опровергающий такое предположение - роскошный подарок, сделанный ей Василием III.
  "Се яз Князь Великий Василий Иванович всея Руси пожаловал есми Старицу Софью в Суздале своим селом Вышеславским с деревнями ".- гласит указ Василия III от 19 сентября ( 1 октября по новому стилю) 1526 г. Такие подарки - села с деревнями в то время всегда получали супруги русских монархов после рождения наследников. Указ от 19 сентября является признанием Василия III появления на свет его законного наследника, о чем он не мог открыто объявить, запутавшись в своих разводах и повторных женитьбах.
  Этот ребенок, которому дали имя Георгий, был надежно укрыт. Желающих сделать это было сколько угодно: у Василия III имелось много противников из рядов высшей знати и князей церкви, которые одновременно сочувствовали Соломонии и навещали ее в монастыре. Репрессии по отношению к ним монарх не применял: он не хотел лишних скандалов, жалел сына, да и власть его все же не была настолько огромной, чтобы вершить массовые казни. Этой власти недоброжелатели Василия III не очень угрожали, ограничиваясь ворчанием в его адрес и сочувствием Соломонии.
  Поэтому Георгий не мог рассчитывать на занятие престола, ибо это было возможно только в результате дворцового переворота, поводов для которого не было при жизни его отца. Этих поводов пришлось ждать и после рождения в 1530 г. Ивана IV, который считался законным претендентом на занятие трона в Москве. А они все не возникали , поскольку социально-экономическая ситуация в стране была относительно устойчивой, что не способствовало формированию сколько-нибудь серьезной организованной оппозиции.
  И все же недовольные Василием III и правившей после его смерти группой сановников - регентским советом при его малолетних детях и вдове Елене, имелись в большом количестве. Поэтому Георгия было кому укрывать и рассчитывать на прорыв к власти, используя его имя, как законного государя. К тому же появились дополнительные козыри для подтверждения такой законности - слухи о том, что Иван IV был сыном не Василия III, а другого человека.

  Прелюбодеяние вдовы

  Иван родился за три года до смерти Василия III. Он был слишком мал, чтобы занять престол и поэтому, как уже указывалось, по распоряжению его официального отца, был назначен регентский совет. Он был несколько похож на "коллективное руководство", если использовать принятую после свержения Никиты Хрущева в 1964 г. политическую терминологию. Первым среди равных - главной опорой трона в этом руководстве Василий III надеялся сделать дядю Елены - князя Михаила Глинского. Его ближайшими помощниками или членами своего рода Политбюро ЦК КПСС должны были стать братья Василия III и видные сановники И.Шигона-Поджогин, Г.Меньшой Путятин, В. и И.Шуйские, М.Воронцов, М.Тучков, М.Захарьин и Ф.Мишутин.
  Однако было и серьезное отличие этого совета от послехрущевского Политбюро - формальное главенство в управлении страной вдовы Елены. И, как это часто было в старой России, оказавшаяся на вершине власти женщина обзаводилась любовниками, которые начинали насаждать свои порядки и прежде всего избавляться от соперников.
  То же самое стала делать и Елена, приблизившая к себе князя И.Овчину Телепнева - Оболенского, возведя его в высший придворный чин конюшего. В коллективное руководство он не входил и начал - с согласия Елены - его кровавую чистку. М.Глинский , проявивший непростительное для такого опытного политика легкомыслие, попеняв племянницу за связь с Овчиной, был тут же брошен в тюрьму и там убит. В опалу попали Шуйские, которые, почуяв опасность, попытались бежать, но были пойманы и отправлены в узилище. Туда бросили и братьев Василия.

Вернуться Начало Дальше

Rambler's Top100        TopList        Aport Ranker