РЕКЛАМА КАК ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ


  "Реклама - объявление о продаваемых товарах или предлагаемых услугах, с целью привлечь потребителей расхвалением, часто преувеличением качеств товара". Так трактуется слово реклама в Энциклопедическом справочнике Брокгауза и Ефрона (т. 52, стр.527).
  Само слово происходит от латинского "reclamare", что означает - кричать, поэтому в Древней Греции распространителей рекламы называли глашатаями. Но зарождение рекламы следует отнести к периоду возникновения товарно-денежных отношений. До появления печати (~ 1450 н.э.) применялись три группы рекламных средств: торговые марки (знаки), известные уже у древних финикийцев (с 1276 года до н.э.), призывы глашатаев, рассказывающих горожанам новости общественной жизни и выкрикивающие платные объявления своих заказчиков, и символы, например, жезл бога Гермеса, покровителя торговли. Кроме устной рекламы, в древности и в средние века были развиты такие виды рекламы, как красочные вывески, на которых изображались продаваемые в лавке товары. Пройдя по улицам древних городов, не зная язык, можно было догадаться об имеющихся в продаже товарах, будь то сладости, колбасы, шелка или обувь. Пользовались купцы и услугами зазывал, предлагающих прохожим зайти в лавки и приобрести товар. Позже перешли к услугам декораторов, оформлявших витрины магазинов, в которых выставлялись различные продукты или их муляжи: фрукты, вина, промышленные товары.
  В 1473 г. английский печатник Уильям Кокстон распространил листовку о напечатанной им книге духовного содержания. С появлением в 17 веке в Европе еженедельных газет, которые назывались "меркуриями" в честь римского бога Меркурия, (он же Гермес у греков), реклама в периодической печати получила широкое распространение.
  В Лондоне в 1611 году открылось первое в мире рекламное бюро А. Горнса и У. Кона, а в России первая печатная реклама появилась в 1863 г. В 1870 году в Москве открылось первое рекламное агентство "Л.Метцль и К ", в 1878 году Л.Метцль основал Торговый дом "Л. и Э. МЕТЦЛЬ и К ", в состав которого входила "ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНТОРА ОБЪЯВЛЕНИЙ". Располагалась она в г. Москве на Мясницкой улице в доме И.Сытова под № 22, а затем и в С.-Петербурге на Большой Морской в д. № 11. В "ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНТОРЕ ОБЪЯВЛЕНИЙ" принимались объявления для публикации в газетах не только в столицах (Москва и С-Петербург), но и в провинциальных городах по всей России, а также в крупнейших городах Европы. В рекламе "Центральной конторы объявлений Л. и Э. Метцля и К ", которая начинается со слов: "КАЖДЫЙ КУПЕЦ, фабрикант, ремесленник, долженъ, если онъ желаетъ увеличить свой сбытъ, прибегнуть к газетной рекламе…", даются разъяснения о пользе рекламы в деле продвижения товаров на рынок.
   Производители продукции, желающие проинформировать общество о выпускаемых товарах и их потребительских свойствах, вынуждены были затрачивать некоторое количество средств на публикации в печати, но эти средства, всегда окупались с избытком. Добросовестные производители и купцы, знали, что информация о товаре, распространённая через газеты по всей России и Европе, несомненно, принесет большую прибыль. Для большей доходчивости, текст рекламы мог быть написан в стихах, а иногда рекламный стих превращался в куплет или песню на популярные мелодии.
  Развитию рекламного дела в России особенно способствовали ярмарки, в частности Нижегородская ярмарка, на которой заключение сделок между купцами и покупателями не только широко освещалось, но и проводились разного рода награждения. Многие газеты и журналы постоянно предоставляли на своих страницах место для публикации рекламы, среди них главенствовали: "Коммерческий листок", "Нижегородская ярмарка", "Торговля", "Торговля и жизнь", "Комиссионер", "Промышленность и торговля", "Утро России" и другие. При этом уже тогда в России существовали строгие законы, предусматривающие уголовное наказание за преднамеренный обман покупателя и карающие недобросовестных рекламодателей. В других странах таких законов не было, и появлялась нелепая, а порой и абсурдная реклама. Например, на одном из кладбищ в США появилась надмогильная надпись: "Здесь покоится NN. Он застрелился револьвером системы Хольтъ, убивающим наповалъ. Лучшее оружие для этой цели!".
  На сайте МКО в скором времени читатели нашей газеты в рубрике "Дела фамильные" смогут познакомиться со многими образцами рекламы отечественных товаров, выпускаемых до 1917 г. российскими купцами и предпринимателями.
  Бимман О.С.

Вернуться Начало Дальше

Rambler's Top100        TopList        Aport Ranker